Инициативы

01.11.2022
Она гарантирует сохранение экономии, полученной в результате проведения модернизации инфраструктуры
 
Часть полученной экономии в размере 70 % должна быть направлена на реализацию инвестиционной программы, 30 % - остается в распоряжении организации и не исключается из необходимой валовой выручки. Об этом сообщил замглавы ФАС Виталий Королев на Всероссийской тарифной конференции.
 
Работа ведомства по построению долгосрочного и предсказуемого регулирования нашла применение в регионах. Заключенные за период 2022-2024 гг. концессионные соглашения позволят привлечь инвестиции в теплоснабжение городов Клин, Сергиев Посад, Солнечногорск и Воскресенск Московской области для ремонта и строительства новых теплотрасс на сумму 11,7 млрд рублей.
 
Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал о контрольно-надзорной деятельности ведомства. Он отметил, что в 2022 году ФАС России предписала исключить 2,1 млрд рублей необоснованных средств тарифов.
 
Также он сообщил, что в рамках Концепции долгосрочного тарифного регулирования продолжается работа над проектом Единого тарифного закона. Основная задача документа - объединить тарифное регулирование различных сфер, а его основные приоритеты - долгосрочность, метод эталонов и прозрачность регулирования.
 
Помимо этого, подписан разработанный ФАС России закон о досудебном рассмотрении тарифных споров в сфере обращения с ТКО. Принятые изменения позволят существенно ускорить рассмотрение споров между региональными тарифными органами, организациями и потребителями.

Подробнее: https://fas.gov.ru/news/32215
Подробнее

03.08.2022

Федеральная антимонопольная служба разработала стандарты раскрытия информации для сфер ЖКХ в формате онлайн, взамен стандартов раскрытия информации, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6, 21 июня 2016 года № 564, от 5 июля 2013 года № 570.

Соответствующие документы размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов:

https://regulation.gov.ru/projects#npa=127662

https://regulation.gov.ru/projects#npa=127678

https://regulation.gov.ru/projects#npa=127605 

Реализация этой нормы позволит снизить нагрузку на органы регулирования и компании, в части обработки дублированной информации и сокращения бумажного документооборота, "Обязанность предоставления информации на бумажном носителе несет в себе излишнюю административную нагрузку. В проекте документов вводится положение о направлении уведомлений региональными тарифными органами и компаниями через информационно-аналитическую систему о размещении сведений. При этом исключается обязанность направления таких уведомлений на бумаге", - сообщает ФАС России.

Проектами постановлений Правительства РФ вводится обязательность проведения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодного мониторинга соблюдения стандартов раскрытия информации, размещения в информационно-аналитической системе результатов такого мониторинга и разъяснений правоприменительной практики. Документами предусматривается, что органы регулирования также будут раскрывать информацию о случаях привлечения компаний к административной ответственности за нарушение требований стандартов. Это позволит на постоянной основе получать информацию о наиболее частых нарушениях для принятия превентивных мер по недопущению нарушений со стороны ФАС, в том числе по донастройке стандартов.

Нововведения направлены на снижение административной нагрузки на предпринимателей, работающих в отраслях теплоснабжения, области обращения с твердыми коммунальными отходами, водоснабжения и водоотведения, а также профилактику нарушений.

Проекты постановлений не повлекут негативных социально-экономических последствий для субъектов предпринимательской деятельности и потребителей, сообщает ФАС России.

#госкомтариф #командаХабирова


Подробнее в источнике: https://tariff.bashkortostan.ru/presscenter/news/472636/

Подробнее

27.06.2022

Частные электросети пытаются остановить консолидацию отрасли

Небольшие электросетевые компании попросили Верховный суд отменить вводимые правительством жесткие ограничения для частных организаций. По оценкам истцов, около 1 тыс. игроков могут обанкротиться, что приведет к монополизации рынка, росту тарифов и числу аварий. Промышленность и аналитики предупреждают, что с рынка могут уйти самые экономически эффективные игроки. В Минэнерго и в «Россетях», напротив, ожидают повышения надежности энергоснабжения и сдерживания тарифов. Юристы же сомневаются, что частные игроки смогут выиграть суд.

В Верховный суд подан административный иск от 39 территориальных сетевых организаций (ТСО) к правительству РФ с требованием запретить применение новых требований к сетевым компаниям. Правительство утвердило критерии 30 апреля: по ним, сетевая компания уже с 2023 года должна иметь минимум 20 км сетей и оборудование мощностью от 15 МВА, с 2024 года — 50 км и 30 МВА, а с 2025 года — 300 км и 150 МВА (это город уровня районного центра). Компания, не соответствующая критериям, не получит статус ТСО и лишится тарифа.

Истцы поясняют, что впервые технические критерии к ТСО были введены в 2015 году: компании заставили иметь не менее 15 км сетей и оборудование на 10 МВА. В результате количество ТСО в стране к 2020 году сократилось на 43%, до 1,62 тыс. Сейчас частные компании занимают около 30% рынка электросетевых услуг, говорится в иске, с которым ознакомился “Ъ”.

Из-за ужесточения требований обанкротятся еще около 1 тыс. компаний: они потеряют доход, но будут обязаны содержать сети.

Кроме того, теперь ТСО обязана иметь сети и оборудование только на праве собственности. Показатели эффективности работы ТСО вовсе не учитываются, подчеркивают заявители: «Мы будем вынуждены уволить весь персонал, перестать обслуживать распределительные сети, что поставит под угрозу надежность электроснабжения многих десятков тысяч наших потребителей, в том числе физических лиц».

Представители сетевых компаний предупреждают, что изменения приведут к росту тарифов. «Никто особо не скрывает, что принятие оспариваемых норм приведет к монополизации рынка в интересах ПАО "Россети"»,— пишут они. Причем в постановлении есть исключения: новые требования не коснутся сетевых организаций Минобороны, а также организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

«В регулировании ТСО действительно есть значительные перегибы — ужесточение критериев идет по количественным показателям и не увязано с качеством работы, а консолидация проводится административными рычагами,— соглашаются в "Сообществе потребителей энергии".— В результате лучшие примеры эффективных ТСО, а с ними и факторы, способные сдерживать рост сетевых тарифов, могут исчезнуть».

В «Россетях» заявили “Ъ”, что ТСО далеко не всегда способны эффективно поддерживать сети в работоспособном состоянии: они часто не обладают профессиональным штатом и достаточным объемом технических средств, не всегда могут оперативно ликвидировать аварии.

В «Россетях» уверены, что консолидация сетевого комплекса «будет способствовать сдерживанию роста тарифов за счет оптимизации затрат и исключит дублирование инвестзатрат».

В госкомпании добавили, что в стране работает «значительное количество» организаций, не входящих в «Россети», которые соответствуют новым критериям.

В Минэнерго сказали “Ъ”, что уточненные критерии ТСО «сбалансированы и направлены на обеспечение должного уровня надежности и качества электроснабжения». Говорить о создании новой формы монополии неверно: деятельность по передаче электроэнергии уже «осуществляется в условиях естественной монополии», добавляют там. Консолидация направлена в том числе на снижение стоимостной нагрузки на потребителей.

Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ полагает, что новые критерии не будут способствовать снижению тарифной нагрузки. По его мнению, только экономические стимулы способны повысить эффективность сектора с одновременным снижением тарифов. Минэнерго предлагает формировать отбор по масштабу компаний, что укрепит положение крупных сетевых организаций, но не приведет к ощутимому улучшению качества услуг.

«Истцы утверждают, что вводимые ограничения противоречат нормам Конституции РФ и иных законов относительно свободы предпринимательской деятельности и защиты конкуренции. Доводы заслуживают внимания. Верховному суду придется подумать, как опровергать эти аргументы»,— считает старший юрист Savina Legal Александра Алфимова. В то же время она сомневается, что мелким ТСО удастся выиграть суд.

Полина Смертина

Подробнее в источнике: https://www.kommersant.ru/doc/5434265

Подробнее

17.03.2022
Как отмечается в сопроводительных документах, ранее на уровне правительства РФ было принято решение об отмене штрафных санкций за неустановку приборов учета электроэнергии сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками до 2024

МОСКВА, 2 марта. /ТАСС/. Совет Федерации одобрил на пленарном заседании в среду закон о моратории до 2024 года на применение штрафов для сетевых организаций и поставщиков электроэнергии, не установивших "умные" счетчики.

Как отмечается в сопроводительных документах, ранее на уровне правительства РФ было принято решение об отмене штрафных санкций за неустановку приборов учета электроэнергии сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками до 2024 года. Одобренный закон позволит не привлекать эти организации к административной ответственности в случае нарушения обязанностей по установке (замене) "умных" счетчиков до 2024 года, когда на отечественном рынке появятся приборы учета электрической энергии, соответствующие требованиям законодательства РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) уточняется, что за "невыполнение гарантирующими поставщиками электрической энергии и сетевыми организациями обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике", для должностных лиц установлен штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Согласно действующему законодательству с 1 июля 2020 года установка счетчиков происходит за счет сетевых компаний и гарантирующих поставщиков электроэнергии, а с 1 января 2022 года энергетики обязаны ставить исключительно "умные" счетчики. В конце августа 2021 года замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс отмечал, что действие штрафных санкций уже приостановлено, период нештрафуемой установки традиционных приборов учета вместо "умных" счетчиков может быть продлен до 1 января 2024 года.

Как отметила статс-секретарь, заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко, "для граждан никаких негативных последствий в связи с принятием этого закона не возникнет".

Крайняя отсрочка

Как указала на пленарном заседании председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, ранее был принят закон, который снял с граждан обязанность по установке и замене счетчиков, за это теперь отвечают поставщики электроэнергии, однако "компании не в полной мере выполнили возложенные на них обязательства". Спикер СФ подчеркнула, что отсрочка применения санкций является вынужденной мерой, и призвала министерство энергетики активнее работать на этом направлении. "Это крайняя отсрочка. Больше мы не будем продлевать сроки", - сказала спикер Совфеда.

Одновременно она отметила, что одобренный закон не снимает с сенаторов профильного комитета по социальной политике ответственность за контроль по исполнению российского законодательства о счетчиках электроэнергии. Матвиенко попросила проследить, чтобы отсрочка не стала каникулами, чтобы компании активно работали и находили источники для выполнения всех возложенных на них обязательств. "Просьба держать [вопрос] на контроле, если будут какие-то сбои, информировать палаты [парламента] о тех мерах, которые необходимо принимать", - сказала она.

Также председатель Совфеда отметила важность того, чтобы никто не попытался "решать проблему за счет граждан". "Это уже будет наказуемо", - добавила она.

Подробнее: https://tass.ru/ekonomika/13926857




Подробнее

18.01.2022
Правительство меняет подход к строительству электросетей при возведении многоквартирных домов, частично решая таким образом многолетнюю «пограничную» проблему определения судьбы таких объектов. С 2024 года, как сообщил вчера премьер-министр Михаил Мишустин, вместо застройщиков заниматься строительством электросетей будут сетевые компании. Участники рынка и эксперты такое решение поддерживают — это позволит снизить количество споров, аварий, а также может способствовать и снижению стоимости жилья.
Решение проблемы строительства коммунальных сетей застройщиками и дальнейшей судьбы таких объектов сдвинулось с мертвой точки. Как сообщил вчера премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями, с 2024 года «застройщики будут освобождены от обязанности прокладывать провода» при строительстве многоквартирных домов, а также организовывать их эксплуатацию и обслуживание. По словам премьера, эта функция будет передана «исключительно профильным сетевым компаниям, у которых есть соответствующее оборудование и, конечно, специалисты».

Как отметил вице-премьера Александр Новак, такое решение позволит повысить надежность энергоснабжения граждан и других потребителей, а также исключить в будущем возникновение бесхозных сетей. Упрощаются и процедуры техподключения к электросетям: застройщики при подаче заявки в сетевую организацию могут не представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, что сократит процедуру на полгода, а также получат возможность оплаты этой процедуры в рассрочку.

Дискуссия на тему строительства сетей и дальнейшего владения ими, напомним, тянется уже несколько лет — в отношении всех коммунальных сетей.

Проблема в том, что так называемые внутриквартальные сети, созданные застройщиками, как ранее отмечал Минстрой, часто не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано — и в итоге ответственность за их эксплуатацию фактически никто не несет. Выдвигались различные варианты решения этой проблемы: от продажи застройщиками своих сетей ресурсоснабжающим организациям (РСО) без права последних на отказ до более мягких — с торгами или выкупом сетей муниципалитетом, если РСО не согласились на покупку сетей. Позднее порядок передачи таких сетей на чей-либо баланс предлагалось определить правительству.

Обнародованное вчера решение участников рынка и экспертов в целом устраивает. Замглавы ассоциации «Совет производителей энергии» Сергей Полянцев его поддерживает: «Если сети будет просто строить застройщик, который может существенно сэкономить на сроках и стоимости их создания, и объект останется у него на балансе, то это потенциальный бесхоз: для застройщика это непрофильный вид бизнеса, у него нет мотивации надлежащим образом его эксплуатировать, и он все равно будет пытаться от него избавиться».

С этим подходом соглашается и член общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин: «Взвешивая за и против, я все-таки за то, чтобы сети до границы дома строили РСО и после этого владели ими и эксплуатировали их. Так будет меньше аварий, проблем и разбирательств». Вопрос уже построенных застройщиками сетей, по его мнению, должен решаться в плоскости определения требований к правообладателям. Сейчас идет дискуссия на эту тему, чтобы «убрать» дробление сетей.


Подробнее: https://news.mail.ru/economics/49645398/?frommail=1&utm_partner_id=944



Подробнее

26.10.2021
Речь идет о Москве, Республике Татарстан, Нижегородской, Новгородской, Ростовской и Воронежской областях
 
Переход на типовые электронные формы экспертных заключений при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения* стал важнейшим шагом в цифровизации тарифного регулирования. В последующем их планируется также внедрить в теплоснабжении и сфере обращения с ТКО. Об этом сообщил заместитель начальника Управления ЖКХ ФАС России Сурен Оганисян в рамках специальной секции Всероссийской тарифной конференции. При этом в ходе разработки шаблона экспертного заключения антимонопольная служба тесно взаимодействовала с региональными регуляторами, а также представителями отрасли.
 
Ежегодно региональные органы регулирования принимают более 71 тысячи тарифных решений. Вследствие этого автоматизация процесса экспертных заключений приобретает особое значение, поскольку позволяет повысить эффективность контрольной деятельности ФАС России за устанавливаемыми тарифами.
 
Сурен Оганисян также подробно рассказал о том, как типовые формы экспертных заключений будут внедрены в действующую систему тарифного регулирования. Регуляторы уходят от направления бумажных копий тарифных решений и протоколов в антимонопольную службу. Вместо этого они размещают экспертные заключения в электронной форме в систему ЕИАС ФАС России.
Документы готовятся по единой форме и структуре с указанием информации по обязательным параметрам: к примеру, данные об амортизации, инвестиционных программах, плате за негативное воздействие.
 
Пилотные проекты по внедрению типовых форм экспертных заключений по итогам конференции запущены в Москве, Республике Татарстан, Нижегородской, Новгородской, Ростовской и Воронежской областях.
 
Спикер отметил, что следующим шагом в цифровой трансформации тарифного регулирования станет переход на типовые формы тарифных заявок регулируемых организаций, над которыми ведомство в настоящее время проводит работу.
 
Помимо этого, ФАС России подготовила проект постановления Правительства РФ об изменении стандартов раскрытия информации в системе ЖКХ. Документ разработан в соответствии с правительственным планом мероприятий по ускорению модернизации объектов ЖКХ через механизмы госрегулирования тарифов и поддержки инвесторов.
Планируется, что его принятие позволит принимать превентивные меры по недопущению нарушений ресурсоснабжающих организаций. Речь идёт о системе предупреждений о наступлении сроков раскрытия информации, уведомлений об исполнении требований стандартов, ежеквартального мониторинга регуляторов.
 
Справочно:
* Постановление Правительства РФ № 1280 от 30.07.2021 года (было разработано ФАС России).

Подробнее в источнике: https://fas.gov.ru/news/31554

Подробнее

12.10.2021
Садоводам станет проще провести электричество на свои участки. Необходимые для этого изменения в правила технологического присоединения утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Во-первых, владелец участка теперь может самостоятельно подать заявку на подключение. Ранее это приходилось делать через садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество, и уже оно обращалось в сетевую организацию. Это существенно замедляло процесс техприсоединения.
Во-вторых, все необходимые коммуникации теперь будут подводиться непосредственно к участку заявителя, тогда как до этого сетевая компания была обязана протягивать линию только до границ СНТ. Решение касается дачников, которые подают заявки на подключение энергопринимающих устройств мощностью не более 15 КВт.

Принятое Правительством постановление сделает процедуру техприсоединения ещё более доступной, поможет быстрее решить проблему подключения садовых участков к электросетям.
«Люди получат более понятные и прозрачные правила, не будут зависеть от настроения и личных отношений с правлением СНТ», – уточнил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.
Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 27 декабря 2004 года №861.
Подробнее в источнике: http://government.ru/docs/43504/

Подробнее

19.08.2021

Сетевые организации предлагают усилить цифровизацию тарифной политики 

Ассоциацией «НП ТСО» ведется работа по снижению нагрузки от бумажного документооборота на ТСО. В этих целях Ассоциация обратилась в ФАС России и Минэнерго России с предложением отменить необходимость дублировать электронные тарифные заявки в бумажном формате.

По предложению Ассоциации, необходимо скорректировать норму пункта 10 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 (далее - Регламент), которая устарела и не учитывает, что в современных условиях предоставление документа в электронном виде является достаточным и позволяет более оперативно и с наименьшими расходами обеспечивать прозрачную работу с огромными информационными данными. Вместе с тем Ассоциация предложила сохранить возможность предоставления документов на бумажном носителе, но только по запросу регулирующих органов, либо по инициативе регулируемой организации.

«В настоящее время электронный документооборот используется повсеместно и электронные документы признаются законодательством равноценными документам, исполненным на бумажном носителе», - отмечает директор по нормативной правовой работе Ассоциации Екатерина Пашутко.

Сбор, обработка и передача информации в электронном виде позволят регулируемым организациям сократить расходы на приобретение бумаги, содержание оргтехники, а также оптимизировать бизнес-процессы и повысить качество работы в организациях.

Для наглядности приведем пример: Обосновывающие материалы на корректировку необходимой валовой выручки одного из Членов Ассоциации «НП ТСО» на 2021 год на бумажном носителе составили свыше 17 700 листов или 88 кг, а срок хранения документов составляет 5 лет с даты окончания периода регулирования, в том числе долгосрочного. При этом, указанный объем информации в электронном виде составляет порядка 5 ГБ, и его формирование является гораздо менее затратным, не говоря уже о хранении такой информации в электронном виде.

Подробнее: http://nptso.ru/news/partnership/setevye-organizatsii-predlagayut-usilit-tsifrovizatsiyu-tarifnoy-po...

Подробнее

12.07.2021

Минэнерго вносит изменения в методологию оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, сообщил в статье в журнале «Энергетическая политика» замглавы Минэнерго Евгений Грабчак. В апреле он же рассказал, что Минэнерго будет ужесточать требования к территориальным сетевым организациям (ТСО) и лишать худших статуса на фоне роста аварийности в секторе.

Как следует из статьи г-на Грабчака, опубликованной 12 июля, Минэнерго дополнит методологию оценки готовности к ОЗП тремя пунктами, вводящими:

· Оценку уровня рисков нарушения надёжного функционирования электрических сетей 35 кВ и ниже путём расчёта индекса надёжного функционирования (ИНФ);

· Оценку критичности невыполнения запланированных технических воздействий по окончанию ремонта;

· Специализированные индикаторы, характеризующие надёжность ЛЭП напряжением 110 кВ и выше.

«Мы дополняем текущую методику мониторинга готовности к ОЗП новыми показателями для оценки рисков нарушения функционирования по сетевому комплексу классом напряжения 35 кВ и ниже. Показатели включают оценку ряда основных параметров: наличие и полнота комплектования аварийного запаса; выполнение инвестиционных программ по вводу в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов; наличие оборудования с превышением нормативного срока службы и в неудовлетворительном техническом состоянии; длительность устранения аварий; и ряд других. На основании указанных сведений будет формироваться комплексный индекс рисков нарушения функционирования», – указал в своей г-н Грабчак.

Замглавы Минэнерго также подтвердил планы ограничить право недобросовестных владельцев ТСО, лишённых статуса, создавать новое юрлицо на базе тех же сетей.

«Расчёт и формирование индекса рисков нарушения функционирования будет выполняться по методологии, аналогичной уже действующей и хорошо зарекомендовавшей себя методике оценки готовности субъектов к работе в отопительный сезон. При достижении определённого порогового значения будет приниматься решение об отнесении конкретной ТСО к высокому уровню риска нарушения функционирования. При неоднократном отнесении к высокой категории риска нарушения функционирования ТСО будет лишаться своего статуса. В текущих условиях при лишении статуса ТСО собственник электросетевых объектов может образовать новое юридическое лицо, получить статус ТСО и продолжать недобросовестно оказывать услуги потребителям. Мы предлагаем ограничить такую возможность», – сообщил Евгений Грабчак.

При этом в Минэнерго уточнили условия передачи сетей региональному оператору, институт которых предполагается внедрить в субъектах Федерации в ближайшее время.

«В каждом регионе будет определена системообразующая ТСО (региональный оператор) для оперативно-­технологического управления и аварийно-­восстановительных работ в отношении объектов электросетевого хозяйства, собственник которых лишился статуса ТСО, до момента передачи этих объектов другому собственнику. Планируется установить критерии по определению статуса регионального оператора, его полномочий и предъявляемых к нему требований», – указано в статье замглавы Минэнерго.

Подробнее: https://peretok.ru/news/nets/23717/?fbclid=IwAR3RGtcPfKcAl-XeazyIo7ez29ZTSHmGwU8OCRknHbZ-AJsytAJgPfa...



Подробнее

07.06.2021

В рамках XXIV Петербургского международного экономического форума Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Сбербанк заключили соглашение о сотрудничестве в части преобразования приоритетной отрасли экономики. Документ подписали Президент, Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин и Председатель Правления Сбербанка Герман Греф.

В рамках соглашения запланировано сотрудничество по многим направлениям работы, а именно в части внедрения и развития в РФ новых цифровых технологий в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе взаимодействие по проекту «Умный город». Запланирована реализация программ обновления коммунальной инфраструктуры с привлечением внебюджетных инвестиций.

В сфере ЖКХ предполагается совершенствование и тиражирование инструментов государственно-частного партнерства.  Расширение взаимодействия со Сбером для развития и поддержки предприятий отрасли ЖКХ. В частности: автоматизации процессов движения денежных средств и мер поддержки с использованием цифровых каналов взаимодействия. Реализация образовательных программ он-лайн и оф-лайн для сотрудников отрасли жилищно-коммунального хозяйства. 

Источник: https://minstroyrf.gov.ru/press/ministerstvo-stroitelstva-i-zhkkh-rf-i-sber-dogovorilis-sotrudnichat-v-sfere-modernizatsii-otrasli/ 







Подробнее

18.03.2021

          По мнению Владимира Владимировича Путина, Кабмин должен уделить больше внимания проблеме изношенности коммунальных сетей и вопросам финансирования объектов жилищно-коммунального комплекса.
17.03.2021

На прошлой неделе состоялось совещание Президента России Владимира Владимировича Путина с членами Правительства РФ, в рамках которого Министр строительства и ЖКХ Ирек Энварович Файзуллин сообщил о том, что за отопительный период на объектах ЖКХ в России произошло более 7,3 тыс. аварий. Причем больше половины из них, по словам Главы Минстроя РФ, были зафиксированы в системе водоснабжения из-за повышенного износа коммунальных сетей.

Также он пояснил, что прошедший зимний период сильно отличался от прошлых лет тяжелыми условиями, такими как аномальные холода, перепады температуры, а также обильные снегопады и ледяные дожди. В целом, по мнению Министра строительства и ЖКХ, отопительный сезон в России проходит в штатном режиме.

Комментируя доклад о состоянии коммунальной инфраструктуры в регионах, Президент России заявил о том, что «с учетом застарелости этой проблемы Правительство должно больше внимания уделить этому вопросу».

Президент пояснил, что ответственность за восстановление сетей ЖКХ лежит не только на региональных властях, и добавил, что «здесь и методические рекомендации лишними не будут». Также Глава государства подчеркнул, что при финансировании со стороны федерального бюджета отдельных проектов следует больше внимания уделять объектам жилищно-коммунального комплекса: «Ясно, что есть законы, есть правила, которые изложены в нормативных актах, но без прямого участия Федерации в решении этих вопросов обойтись не удастся».

Владимир Владимирович обратил отдельное внимание на то, что последствия коммунальных аварий могут представлять собой опасность для жизни и здоровья граждан: люди не просто испытывают неудобства, а зачастую попадают в очень затруднительное положение.

Подробнее в источнике: http://upravlenie-gkh.ru/novosti/novosti-otrasli/glava-gosudarstva-prokommentiroval-problemu-avariy-na-obektakh-zhkkh/

Подробнее

28.01.2021

Комитет Госдумы России по энергетике считает переход на «ступенчатые» тарифы перспективным шагом с точки зрения поддержки малообеспеченных категорий населения.

Глава Комитета Госдумы России по энергетике Павел Николаевич Завальный высказался по теме «ступенчатых» тарифов на электроэнергию в рамках недавней пресс-конференции. По его словам, в случае, если данный вопрос будет вынесен на повестку на федеральном уровне, Комитет поддержит предложенную модель, тем более что в ряде регионов такая практика уже действует.

«Ступенчатые» тарифы подразумевают, что в пределах установленного объёма потребления электроэнергии тариф ниже, при его превышении — выше. Таким образом, те, кто потребляет большие объемы электричества, платит по более высокой тарифной ставке.

«Сегодня субъекты Федерации имеют право принимать такие решения, но иногда это связано с ростом тарифов, и не берутся субъекты Федерации, губернаторы уже в силу политической целесообразности, непопулярности этих мер эти меры внедрять. И может быть, надо выносить вопрос на федеральный уровень, и мы готовы поддержать, чтобы на федеральном уровне вводить эти нормы, эти подходы», - прокомментировал свою позицию Павел Николаевич.

По его мнению, положительная практика некоторых регионов, успешно использующих «ступенчатый» тариф, могла бы стать поводом для централизованного перехода всей страны на эту модель.

«Это будет способствовать вопросу снижения «перекрестки» [перекрестного субсидирования], это будет реально поддерживать малообеспеченные категории населения», — подчеркнул депутат.

Он добавил, что как минимум 60% граждан должны иметь льготный тариф.


Подробнее: http://upravlenie-gkh.ru/novosti/elektroenergetika/stupenchatye-tarify-na-elektrichestvo-mogut-byt-vvedeny-po-vsey-strane/

Подробнее

28.12.2020

Как выяснил “Ъ”, новый глава ФАС Максим Шаскольский попросил правительство отказаться от механизма дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании. Он жестко раскритиковал законопроект Минэнерго, назвав его угрозой энергобезопасности страны. Тариф для промышленности, по подсчетам ФАС, вырастет вдвое, а цены для мелкого бизнеса не снизятся, поскольку «Россетям» нужно покрывать выпадающие доходы за прошлые годы. Эти опасения имеют под собой веские основания, говорят аналитики.

Новый глава ФАС Максим Шаскольский впервые жестко раскритиковал механизм дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети»), подразумевающий двукратный рост тарифа для промышленности. Законопроект нужно вернуть в Минэнерго на «существенную доработку в связи с нецелесообразностью его рассмотрения», говорится в его письме в правительство (документ от 22 декабря есть у “Ъ”, отправку подтвердили в ФАС). Глава службы предупреждает: инициатива будет иметь «очень серьезные негативные последствия для энергобезопасности РФ», поскольку приведет к децентрализации энергосистемы из-за ухода промышленности на свою генерацию.

В «Россетях» “Ъ” сообщили, что не комментируют переписку ведомств. «Компания будет исполнять то решение правительства, которое будет принято»,— говорят там. В Минэкономики не видели письма. В Минэнерго не ответили на запрос.
        
Газета "Коммерсантъ" №239/П от 28.12.2020, стр. 9
Как выяснил “Ъ”, новый глава ФАС Максим Шаскольский попросил правительство отказаться от механизма дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании. Он жестко раскритиковал законопроект Минэнерго, назвав его угрозой энергобезопасности страны. Тариф для промышленности, по подсчетам ФАС, вырастет вдвое, а цены для мелкого бизнеса не снизятся, поскольку «Россетям» нужно покрывать выпадающие доходы за прошлые годы. Эти опасения имеют под собой веские основания, говорят аналитики.

Новый глава ФАС Максим Шаскольский впервые жестко раскритиковал механизм дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети»), подразумевающий двукратный рост тарифа для промышленности. Законопроект нужно вернуть в Минэнерго на «существенную доработку в связи с нецелесообразностью его рассмотрения», говорится в его письме в правительство (документ от 22 декабря есть у “Ъ”, отправку подтвердили в ФАС). Глава службы предупреждает: инициатива будет иметь «очень серьезные негативные последствия для энергобезопасности РФ», поскольку приведет к децентрализации энергосистемы из-за ухода промышленности на свою генерацию.

В «Россетях» “Ъ” сообщили, что не комментируют переписку ведомств. «Компания будет исполнять то решение правительства, которое будет принято»,— говорят там. В Минэкономики не видели письма. В Минэнерго не ответили на запрос.


Механизм дифференциации тарифа ФСК предполагает перераспределение перекрестного субсидирования (доплаты бизнеса за сниженные тарифы населения). Тариф для промышленности на магистральных сетях должен расти, а для малого бизнеса на распредсетях — снижаться. Минэнерго внесло законопроект в правительство в 2019 году.

Механизм может «фактически разрушить единое экономическое пространство в сфере электроэнергетики», считает господин Шаскольский. Сейчас тарифы магистральных сетей везде одинаковы, а после реформы будут различаться по регионам (появится более 80 тарифов вместо одного). В Приморском крае тариф вырастет в пять раз, а в Чечне — в девять раз.

Минэкономики предлагает регионам самим дифференцировать тариф ФСК
Минэкономики предлагает передать регионам право самостоятельно устанавливать сроки и размеры дифференциации тарифа (см. “Ъ” от 8 декабря). Но это опасно, пишет Максим Шаскольский: перекрестное субсидирование увеличится, конкурентоспособность бизнеса ухудшится, а собираемость доходов ФСК упадет.

Глава ФАС отмечает, что механизм критикует крупная промышленность, в частности «Роснефть», НЛМК и ОАО РЖД.
роме того, он напоминает, что к реформе были вопросы и у других ведомств — Минстроя, Минфина, Минпромторга. Господин Шаскольский также обращает внимание, что в 2019 году механизм критиковало и Минэкономики, оценивая сокращение инвестиций бизнеса на 221 млрд руб. до 2024 года (позиция ведомства изменилась в 2020 году после прихода нового главы Максима Решеникова).

Максим Шаскольский также сомневается, что ставки для малого и среднего бизнеса снизятся: снижение тарифа будет «замещено объемом выпадающих доходов». Такая вероятность косвенно подтверждается в годовом отчете «Россетей» за 2018 год, пишет глава ФАС. По мнению Сергея Роженко из КПМГ, опасения имеют под собой основания: совокупный объем выпадающих доходов «Россетей» только по льготному техприсоединению за 2009–2017 годы оценивался Минэнерго в 112 млрд руб. без учета сглаживания RAB-тарифов и снижения необходимой валовой выручки.

Игорь Артемьев, на тот момент глава ФАС, о дифференциации тарифа ФСК, 6 октября
У нас позиция с Минэнерго очень похожа. Вопрос только в скорости: какое будет ускорение тарифа — за три года или за шесть–семь лет прийти к этому единообразию двух систем

«Что бы ни предлагали отраслевые регуляторы, разгребать тарифно-экономические последствия в итоге придется ФАС,— говорит Василий Киселев, директор Сообщества потребителей энергии (объединяет промышленных потребителей электроэнергии).— Поэтому у ведомства рациональная и, что немаловажно, последовательная позиция в отношении проекта, которая не изменилась после смены руководителя».

Почему решение о повышении тарифа ФСК было вновь отложено
«Двукратный рост платы ФСК стимулирует промышленность к энергоавтономии, а это поднимет цены для оставшихся в сети клиентов, что является угрозой для устойчивости всей системы»,— считает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. По его оценкам, эффект в тарифах распредсетей едва ли превысит 2%, но и он под вопросом — никто не отменял инвестиций, которые в текущих условиях стагнирующего спроса в тарифные рамки «не влезают».

Полина Смертина

Подробнее в источнике: https://www.kommersant.ru/doc/4636277?fbclid=IwAR0Zvd59OPUqkZMf02eVfkjJGDPJ0XouJnTjbtLyT9cpWTz732Bh-_NENog

Подробнее

10.12.2020

9 декабря. Interfax-Russia.ru - Президент РФ Владимир Путин поручил Минэнерго и вице-премьеру Александру Новаку сформулировать предложения касательно небольших сетевых компаний Дальнего Востока.

"По поводу уязвимости небольших региональных сетевых компаний, которым не хватает ресурсов для того, чтобы оперативно, в нужном объеме реагировать на происходящие природные явления или техногенного характера - надо сформулировать предложения. Люди же не должны от этого страдать, экономика не должна страдать. Подумайте, пожалуйста, и эти предложения сделайте", - обратился президент к Новаку и министру энергетики Николаю Шульгинову на совещании с членами правительства.

Ранее Шульгинов доложил, комментируя последствия непогоды в Приморье, что "в очередной раз зафиксировано технологическая и организационная неспособность небольших региональных сетевых компаний обеспечить надежную эксплуатацию и оперативное восстановление сетевого хозяйства". В Приморье, отметил Шульгинов, 33 подобные сетевые компании.

По его словам, в настоящее время "рассматривается вопрос передачи таких активов крупной сетевой компании в регионе".

Подконтрольная "РусГидро" ДРСК управляет свыше 58 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,4-110 кВ, 708 подстанциями установленной мощностью 11,737 тыс. МВА на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, а также юга Якутии.

Подробнее: https://www.interfax-russia.ru/far-east/main/putin-poruchil-prorabotat-vopros-uyazvimosti-tso-dfo-na-fone-otklyucheniy-v-primore?fbclid=IwAR18DtSF8WMX9__GlLnwVj9eqRA7DjmSDN1eslNFjoshd1An02GnPp89C4s

Подробнее

04.12.2020

Представители ФАС России принимают участие в очередном заседании Комитета по конкуренции ОЭСР. В рамках мероприятий состоялась сессия на тему «Роль конкурентной политики в восстановлении экономики после кризиса». Заседание прошло в формате видеоконференцсвязи

В ходе мероприятия Председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Женни оценил важность вопроса, который был затронут в докладе ФАС России. Российское конкурентное ведомство отметило, что пандемия коронавируса ускорила четвертую промышленную революцию, которая приводит экономики всех стран мира к глобальным изменениям.

Эксперты считают, что для России такие изменения, с одной стороны, обостряют ранее существовавшие угрозы экономическому развитию страны, а с другой – открывают колоссальные возможности для ускоренного развития как «цифровых отраслей» экономики, так и для оперативной трансформации «неоцифрованных» индустрий в формат, отвечающий запросам уже наступившей цифровой реальности.
«Глобальная цифровизация – вызов для антимонопольных органов во всех странах мира. На фоне пандемии цифровые платформы приобрели особую значимость и стремительно наращивают своё присутствие на рынке. Для Федеральной антимонопольной службы России новые вызовы – это возможность совершенствовать антимонопольное законодательство, «идти в ногу со временем». В частности, ключевые новеллы «пятого антимонопольного пакета» касаются, во-первых, критериев установления доминирующего положения участников цифровых рынков. Во-вторых, предписаний по сделкам экономической концентрации, по которым передаются права на результаты интеллектуальной деятельности», - отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
В ходе проведения сессии Комитета по конкуренции ОЭСР были затронуты такие группы вопросов, как основные будущие вызовы в условиях нынешнего кризиса, значение гибкости антимонопольного законодательства в период восстановления экономики, были высказаны предложения по проведению проконкурентных реформ, отмечена важность адвокатирования конкуренции, а также были подняты вопросы применения экономических принципов государственной помощи в текущих условиях. Модератором сессии выступил председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Женни. Ключевыми докладчиками на данной сессии стали профессор Университета Джорджтауна Уильям Ковасик и партнер фирмы Oxera Филип Лоу. С докладами также выступили эксперты ОЭСР и Европейской комиссии, представители конкурентных ведомств Германии, Испании, Италии, Мексики, США и Филиппин.

Подробнее в источнике: https://fas.gov.ru/news/30904

Подробнее

09.11.2020

В правительство внесен проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», подготовленный Минстроем России в целях реализации мер Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Документом  предлагается установить возможность заключения договора на подключение (технологическое присоединение) объекта федерального, регионального или местного значения к инженерным сетям на основании проекта межевания и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории до его образования. Важным условием при этом является то, что участок должен быть свободным от прав третьих лиц.

Согласно проекту, сократятся сроки предоставления заявителю технических условий либо мотивированного отказа в их выдаче:

- в сфере теплоснабжения с 14 дней до 7 рабочих;

- в сфере газоснабжения с 10 до 7 рабочих дней.

«Принятие этого документа позволит привести отраслевые постановления, которые регулируют вопросы подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и электрическим сетям, в соответствие с изменениями действующего законодательства. А результатом станет сокращение сроков реализации проектов по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры за счет оптимизации процесса подключения к инженерным сетям», – отметила статс-секретарь – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Татьяна Костарева.

Подробнее

01.10.2020

Как выяснил “Ъ”, правительству пока не удается согласовать все новые долгосрочные инвестиционные проекты в энергетике с требованием президента Владимира Путина о том, чтобы рост энергоцен не превышал инфляцию. По прогнозу «Совета рынка», даже в базовом сценарии в 2027–2032 годах рост цены электроэнергии достигнет 5% при прогнозной инфляции 4%. Если правительство одобрит еще и модернизацию ТЭС на Дальнем Востоке и другие проекты, цены подскочат выше 9%. Генерирующие компании скептически относятся к расчетам регулятора, считая, что в них заложен слишком медленный рост потребления электроэнергии.

«Совет рынка» (регулятор энергорынков) ожидает резкого скачка одноставочной цены электроэнергии на оптовом рынке выше инфляции с 2025 по 2032 год, следует из актуализированных расчетов регулятора (с ними ознакомился “Ъ”). Анализ цен в 2011–2035 годах проводился по решению набсовета «Совета рынка» от 28 августа. Прогноз строился исходя из роста энергопотребления на 1,6% ежегодно до докризисных уровней в 2023 году, а затем — на 0,1–0,5% в год. Одноставочная цена оптового рынка состоит из стоимости электроэнергии и мощности, без учета сетевого тарифа и сбытовой маржи.

Регулятор составил два сценария: базовый и пессимистический. В базовом он учел влияние уже запущенных механизмов, в том числе программы модернизации старых ТЭС и первую программу поддержки ВИЭ, надбавки на выравнивание тарифов на Дальнем Востоке. А в пессимистический сценарий добавлены программы, по которым еще нет решения: в частности, модернизация ТЭС на Дальнем Востоке, продление программы поддержки ВИЭ, строительство новых АЭС, мусоросжигательных ТЭС и др.


По базовому сценарию (при увеличении потребления на 0,1%) рост цены выше прогнозного уровня инфляции в 4% произойдет в 2027–2032 годах. Пик роста — на 5% — произойдет в 2029 году. По пессимистичному сценарию, скачок ожидается уже в 2025 году — почти на 6%, а в 2026-м сразу на 9,4%, затем показатель пойдет постепенно вниз и в 2032 году составит 4,4%.
Такое развитие событий не укладывается в параметры, одобренные президентом Владимиром Путиным в 2017 году: рост цен не должен превышать инфляцию.

В «Совете рынка» сообщили “Ъ”, что в базовом сценарии самое большое влияние в 2025–2035 годах окажет модернизация старых ТЭС, отметив, что эта прогнозная величина была оценена «достаточно консервативно», при этом на уже прошедших отборах стоимость проектов оказалась существенно ниже прогноза.

Там считают, что в целом цены не должны превысить инфляцию «при учете только принятых решений» по надбавкам.

В Минэнерго сообщили “Ъ”, что ведомство изучит сделанные прогнозы. «Принятые программы проходили и проходят корректировки. В частности, при реализации программы модернизации ТЭС выбранные проекты за счет высокой конкуренции оказались дешевле, чем предполагалось. По механизму выравнивания тарифов на электроэнергию в регионах ДФО Минэнерго подготовило предложения, снижающие нагрузку на потребителей оптового рынка»,— говорят в министерстве. В ФАС сообщили “Ъ”, что позиция службы может быть представлена после анализа данных. В Минэкономики заявили “Ъ”, что оценка «Совета рынка» указывает «на необходимость дополнительной проработки» параметров новых отборов по ВИЭ и модернизации ТЭС.

Где самые высокие цены на электроэнергию
«У регуляторов нет другого выхода, кроме как сокращать финансирование или искать его вне энергорынка как для планируемых, так и для ряда текущих инициатив. Подвергать ревизии указание главы государства вряд ли будет возможно»,— заявили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей электроэнергии). В Совете производителей энергии (СПЭ, объединяет генерирующие компании) отмечают, что «рассматриваемый расчет — один из возможных вариантов». «Прогноз предусматривает очень долгое восстановление потребления до докризисного уровня — к концу 2023 года, что существенно влияет на результаты расчетов»,— отметили в ассоциации. Там ждут восстановления потребления к 2022 году, а также роста инфляции на 1% от сценарного плана Минэкономики.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» ожидает роста одноставочной цены за горизонтом 2027 года на уровне 3% при годовом росте потребления около 1%. Однако рост может оказаться и скромнее, если доходность проектов модернизации ТЭС снизится вслед за доходностью ОФЗ, а сами проекты подешевеют, как и удельная стоимость проектов ВИЭ второй волны. Партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев замечает, что превышение темпов роста цены в отдельные годы не должно вести к отказу от программ модернизации и технологического развития отрасли.

Полина Смертина, Татьяна Дятел

Подробнее

20.07.2020

Правительство дало ход дифференциации тарифа ФСК


Правительство решило не отказываться от критикуемого энергоемкой промышленностью механизма дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК), повышающего цены для крупного бизнеса. По данным “Ъ”, на неделе законопроект могут вынести на рассмотрение премьера Михаила Мишустина, после чего направят в Госдуму. Если документ без препятствий пройдет осеннюю сессию, то дифференциация тарифа может начать действовать уже в 2021 году. По данным “Ъ”, тариф предлагается увеличить вдвое за пять лет. Но крупный бизнес продолжает настаивать на полном отказе от этой идеи.

Правительство ускорило продвижение инициативы Минэнерго и «Россетей» о дифференциации единого сейчас тарифа ФСК (управляет магистральным сетевым комплексом, входит в «Россети»). По данным “Ъ”, на совещании у главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко 18 июля законопроект в целом поддержали, на неделе, предположительно 23 июля, вопрос рассмотрят у Михаила Мишустина, после чего документ может быть отправлен на рассмотрение Госдумы уже в осеннюю сессию. На совещании, как утверждают собеседники “Ъ”, было принято решение поднять тариф ФСК на 100% за пять лет.

Сейчас в тариф ФСК не включается перекрестное субсидирование (компенсация сниженных тарифов для населения, ее объем оценивается в 238 млрд руб. в 2020 году). Из-за этого тариф ФСК на передачу электроэнергии составляет 0,36 руб. за 1 кВт•ч, что в четыре раза ниже тарифа распредсетей на высоком уровне напряжения и в девять — на низком.


Минэнерго хочет сократить этот разрыв, постепенно повышая тариф ФСК и снижая его для потребителей распредсетей. Но у крупной промышленности, на которую приходится до 50% от всего объема потребления в стране, такая инициатива вызывает активное сопротивление.
Дискуссии в правительстве тянутся уже больше двух лет, за это время инициатива из-за претензий бизнеса постоянно откатывалась на доработку. Это, впрочем, не помешало ей в январе получить одобрение правкомиссии по законопроектной деятельности. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что на текущий момент остается неизвестным механизм передачи дополнительных доходов от ФСК в распредсети для пропорционального снижения их тарифов. «Будет ли это безвозмездной передачей средств или оформлено в какой-то более сложный механизм, а также будет ли передача средств синхронизирована с переходным периодом — вопросы, ответы на которые волнуют инвесторов в сетевой комплекс»,— замечает он.

Как правительство обдумывало повышение тарифа ФСК
В Минэнерго, Минэкономики, ФАС и «Россетях» итоги совещания не комментировали, в аппарате премьера “Ъ” сообщили, что вопрос пока не включен в повестку, но она еще не сформирована полностью. В комитете Госдумы по энергетике “Ъ” сообщили, что ждут внесения документа. 15 июля глава комитета Павел Завальный заявил, что «хотя и поддерживает» реформу электросетей, но считает введение дифференциации тарифа ФСК и оплаты сетевого резерва «ущербными», поскольку они «дают эффект только в краткосрочном периоде».


Крупный бизнес продолжает сопротивляться дифференциации тарифа. Так, «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупную промышленность) направило вице-премьеру Юрию Борисову письмо с просьбой поручить Минэнерго отказаться от разработки законопроекта (письмо от 16 июля есть у “Ъ”). Директор ассоциации Василий Киселев отмечает, что польза от его принятия для малого и среднего бизнеса будет незначительной: доля платежей за электроэнергию в себестоимости их товаров снизится лишь в пределах 1%.

Сетевая реформа обойдется крупному бизнесу в 42 миллиарда рублей в год
Глава РСПП Александр Шохин в письме Юрию Борисову от 20 июля (есть у “Ъ”) также просит приостановить работу над законопроектом, принимая во внимание «необходимость стабилизации экономической ситуации и запуска нового инвестиционного цикла». Глава «Русала» (потребляет 27% выработки в Сибири и до 7% выработки РФ) Евгений Никитин в письме вице-премьеру Юрию Борисову от 17 июля отмечает, что в случае принятия законопроекта дополнительные расходы «Русала» в 2021–2023 годах составят 12 млрд руб. А за десять лет, пишет он, алюминиевая промышленность за передачу переплатит около 54,2 млрд руб., что сопоставимо со стоимостью достройки Тайшетского алюминиевого завода.

Татьяна Дятел, Полина Смертина

Подробнее

01.06.2020
«Совет рынка» представил меры поддержки энергорынка в кризис. Регулятор предлагает субсидировать ставки по долгосрочным кредитам в энергетике и дать инвесторам нештрафуемую отсрочку ввода объектов по ДПМ до конца 2021 года, но при этом не продлевать на этот срок выплаты по ним. Одновременно с этим «Совет рынка» предупредил о рисках для отраслевых инвестпрограмм из-за возможного снижения электропотребления в последующие годы.


МОСКВА, 28 мая (BigpowerNews) – Зампредправления «НП Совет рынка» Oлег Бapкин на заседании Комиссии РСПП по электроэнергетике представил предложения регулятора по мерам поддержки энергорынка в условиях текущего кризиса.


В их число регулятор включил субсидирование ставки по привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в электроэнергетике кредитам.


Прежде всего речь идет о проектах, возврат инвестиций по которым сейчас осуществляется за счет надбавок к цене на мощность.


Надбавки формируют большую долю постоянной составляющей в платеже на рынке.


Баркин отметил, что эта проблема в кризис может усугубиться.

По его словам, инвестиционные проекты во многом создают нагрузку на рынок из-за высокой стоимости обслуживания привлечения капитала и субсидирование смогло смягчить ее. «Если бы инвесторы сейчас могли получить какие-либо льготы по кредитованию – не только по краткосрочному, но и по долгосрочному – это бы повлияло на ту самую составляющую в платежах и значительно снизило бы нагрузку на рынок», — сказал он.

В качестве примера О. Баркин привел механизмы ДПМ ВИЭ и модернизации. Так, он пояснил, что снижение объема привлечения денег за счет рынка на 1 п.п. дает от 3% до 6% экономии в конечном платеже за мощность (в зависимости от механизма).

«Поэтому, субсидирование процентной ставки – это очень полезная мера. Мы ее в свое время предлагали внедрить в механизм финансирования ВИЭ-генерации. На мой взгляд, сейчас как раз такая ситуация, когда пора, наконец, привлечь этот механизм в энергетику», — подчеркнул зампредправления «Совета рынка».

Второй фактор, который может усугубить кризис в отрасли, это влияние прогноза потребления на объем финансирования и долю платежа. По оценкам экспертов «Совета рынка», который привел Баркин, большинство сценариев, заложенных в инвестпрограммы еще до кризиса, ориентируются в долгосрочной перспективе на рост потребления электроэнергии на 0,5% в год. При этом, если хотя бы в один из годов потребление снизится на 1%, из «условного запаса» средств для инвестирования будет потеряно порядка 150 млрд рублей.

А если ситуация пойдет по сценарию долгосрочной стагнации и роста потребления не будет вообще, то в расчете до 2035 года объем средств уменьшится на еще около 500 млрд рублей. И в этой ситуации либо инвесторы потеряют выручку, либо потребителям придется переплачивать.

«Понятно, что ни тот, ни другой сценарий неприемлем, поэтому фактор объема потребления очень важен. Из-за этого риска проблема перегруженности энергорынка избыточными и непрофильными платежами сейчас встает особенно остро», — сказал зампредправления ассоциации.

Под «условным запасом» понимается общеотраслевая выручка, которая будет поступать при росте конечных одноставочных цен не выше прогноза инфляции, пояснил BigpowerNews Олег Баркин через пресс-службу «Совета рынка». «Если снижается объем потребления по сравнению с прогнозным, то этот «запас», понятно, также пропорционально снижается», — отметил он.

«Речь идет о суммарном запасе на всю отрасль», — подчеркнул О. Баркин. «Если объем сжимается для всех, то Правительству необходимо будет решать, какие программы сокращать [программа модернизации ТЭС, поддержки ВИЭ и тд.] или искать для них дополнительные источники финансирования», — заключил он.

В качестве еще одной меры, которая бы стала чрезвычайно своевременной, Олег Баркин назвал необходимость снижения перекрестного субсидирования.

По его словам, именно в сложившейся ситуации было бы уместно вернуться к механизму ступенчатого тарифа, зафиксировав тариф на низком уровне для малообеспеченных слоев общества с одной стороны, а для тех, кто имеет возможность платить больше и потребляет больше, постепенно сделать ставку экономически обоснованной. Баркин отметил, что это был бы адекватный компромисс.

Кроме того, Олег Баркин коснулся темы отсрочки ввода станций по ДПМ ВИЭ в связи с коронавирусом, о которой просят многие инвесторы.

«С одной стороны есть объективные факторы, связанные с текущей ситуацией, но в то же время во многих случая есть нюансы, не зависящие от кризиса. При обсуждении на профильной рабочей группе при Наблюдательном совете потребителями был предложен компромиссный вариант: дать инвесторам нештрафуемую отсрочку ввода объектов до конца следующего года, но при этом не продлевать на этот срок выплаты по ДПМ. Для потребителей – это экономия, а для инвесторов – стимул для скорейшей реализации проектов», — добавил он.
Подробнее
  • 1
  • 2